Прокуратура Туркменского района Адрес: 356540, село Летняя Ставка, ул. Советская, 45 Телефон: (865-65) 2-62-11
Главная
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. 17.09.2019

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
17.09.2019 в ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования Куликово-Копанского сельсовета Туркменского района имеется земельный участок, на котором осуществляется размещение и хранение мусора, а именно земельный участок, с местоположением: Ставропольский край, Туркменский район, а. Куликовы-Копани, ул. Горького, между домовладениями ул. Горького, 22 и ул. Горького, 24.
В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок представляет собой открытую площадку местности, на котором складируются и хранятся отходы различного происхождения.
В соответствии со ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Аналогичные требования к объектам для размещения отходов, гарантирующие санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, определены санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденными 30.05.2001 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, и Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной 02.11.1996 Министерством строительства Российской Федерации.
Однако, в ходе проверки установлено, что в установленном законом порядке объекты для размещения отходов в границах муниципального образования Куликово-Копанского сельсовета не созданы, в эксплуатацию не сданы, и юридически как объекты для размещения ТБО не оформлены.
Следовательно, на указанном выше земельном участке действует несанкционированная свалка.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.
В силу п. 2 ст. 2 и ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (далее – Закон № 12-кз), п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), ч. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 16.11.2009 № 81-кз «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений Ставропольского края в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, действующим законодательством на администрацию сельского поселения муниципального района возложены обязанности предупреждать и  ликвидировать  последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, и как разновидность предупредительных мероприятий – организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Непринятие администрацией поселения мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на указанном земельном участке свидетельствует о нарушении требований п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ч. 3 ст. 9 Закона № 12-кз, п. 2 ст. 13 Закон № 89-ФЗ, п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 16.11.2009 № 81-кз «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» по участию органов местного самоуправления поселений в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, что влечет образование стихийных свалок, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и влекут причинение ущерба окружающей природной среде и создают риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также причинения вреда здоровью граждан.
По результатам проверки прокуратурой района главе Куликово-Копанского сельсовета внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, рассмотрение которого находится на контроле прокуратуры района.